![]() |
|
![]() |
|
космология вселенная небесные тела солнечная система | |
![]() |
![]() |
Реклама
На правах рекламы: |
"Потеря пространственного чувства"Однажды мне довелось беседовать о причинах гибели Ю. А. Гагарина с его товарищем по совместной учебе в Саратовском аэроклубе и Оренбургском военном летном училище В. К. Серовым - летчиком-испытателем, работавшем тогда на Саратовском авиационном заводе. Гагарин долго не летал, или почти не летал по известным вам причинам. В критической ситуации он не смог быстро принять правильного решения. В этом, я считаю, кроется причина его гибели. Этой версии придерживается не один В.К. Серов. Свою аргументацию этой версии изложил в журнале "Авиация и космонавтика" (№4,1991 год) В. Кузнецов, 13 лет прослуживший в летной части В.С. Серегина в качестве командира корабля, инструктора и летчика-испытателя отряда летающих лабораторий. Он считает, что в космонавтику попадали лучшие из лучших летчиков. Но несмотря на то, что у Ю.А. Гагарина за спиной были аэроклуб, военное летное училище, служба не Севере, полеты на самолетах Як-18, УТИ-МИГ-15, МИГ-17, МИГ- 21, ИЛ-14, хорошей летной практики Юрий Алексеевич получить не успел. Общий налет до последнего вылета составил 340 часов. Летных происшествий у него не было. Казалось бы, вполне достаточно. Для молодого летчика - да, а для летчика-космонавта, тем более первого? Ему приходилось больше бывать на торжественных и неторжественных мероприятиях у нас и за рубежом. Такие "встречи", конечно же, сказывались на его летных качествах. Так считает и генерал Ю. Куликов - ответственный начальник службы безопасности полетов ВВС в Министерстве обороны страны. К полетам Ю. А. Гагарин относился серьезно, считая их делом своей жизни. Но постоянные поездки, запреты летать, учеба в академии и т. д. делали полеты эпизодическими. А когда возможность предоставлялась ему - отдавался им всецело и серьезно. В заключении правительственной комиссии записано: "Ю.А. Гагарин все указания на полеты записывал подробно. Вел, как и все летчики, тетрадь подготовки к полетам. Схемы полета и действия свои на каждом этапе им описывались грамотно и всегда досконально были изучены. Особые случаи в полете он знал очень хорошо и практически все действия отработал на тренажах в кабине самолета. В полет брал накопленный планшет, где были нанесены схемы заходов на запасные аэродромы и порядок связи при выходе из них". Тем не менее, в то время на самолете УТИ-МИГ-15 не отрабатывались навыки летчиков по выходу из штопора. Считалось, что при отработке штопора было потеряно самолетов больше, чем при обычных полетах. Главком ВВС издал приказ о запрещении отработки штопора. Ю. А. Гагарин не имел опыта по выходу из штопора. Может быть, это и стало причиной его гибели. Как полагает В. Кузнецов, Серегин переоценил возможности Гагарина и в нужный момент не исправил его ошибку. "Получив разрешение на снижение, экипаж начал разворот влево на 110, - пишет В. Кузнецов. - В данном случае траектория полета представляла часть нисходящей спирали, на которой должны быть постоянными крен, воздушная и вертикальная скорость. Увлекшись, по-видимому, исправлением возникшей ошибки по скорости, летчик упустил показания авиагоризонта и указателя поворота и скольжения. Крен самопроизвольно возрос до величины более 90, выросла воздушная скорость, а подвесные баки "затягивают" самолет на пикирование. Увеличилась вертикальная скорость снижения, истребитель оказался в перевернутом положении и к тому же в облаках. И экипаж потерял пространственную ориентировку. Восстановить ее можно при наличии видимости естественного горизонта (земной поверхности) и большого запаса высоты. Землю они увидели лишь с высоты 500-600 м, а возможно и ниже, так как не знали точно высоту нижней границы облаков в данном районе. Из такого положения только один выход - катапультирование. Это последний шанс. Так поступают, даже когда теряют пространственную ориентацию при полете на больших высотах. Решение было бы правильным. Но... Есть чувство ложного стыда, есть также огромное желание сохранить самолет и жизнь, слегка пощекотав себе нервы. Конечно, опыт Владимира Сергеевича подсказал ему, что шанс необходимо использовать, и он бы "ушел" из самолета. Однако, в передней кабине - первый космонавт планеты. А тот оставался на месте да еще пытался выводить истребитель из крутого пикирования после выхода из облаков... " Правительственная комиссия, как считает В. Кузнецов, пренебрегла подобной ситуацией и завела расследование в тупик, тем самым заняв позицию умолчания. Это было выгоднее, нежели сказать горькую правду. Может быть.
|
© 2007-2023 . Созвездия.ру |