![]() |
|
![]() |
|
космология вселенная небесные тела солнечная система | |
![]() |
![]() |
Реклама
На правах рекламы: |
"Поехали-и!"Ветераны Байконура утверждают, что в ночь с 11 на 12 апреля на космодроме никто не спал, кроме космонавтов. Их предварительно обложили различными датчиками для наблюдения за состоянием здоровья. Все могло измениться: первый мог стать запасным. Когда потом спрашивали Юрия Алексеевича Гагарина, как он мог спать перед таким ответственным полетом, он обычно говорил: - Надо было спать, я и спал. Сонному что ли лететь?! Врачи-специалисты всю ночь сидели в соседней комнате и наблюдали за показаниями приборов. Несколько раз заходили Главный конструктор С.П. Королев, начальник Центра подготовки космонавтов Е. А. Карпов, руководитель подготовки космонавтов Н. П. Каманин и другие, волновались. Врачи успокаивали, говорили, что подопытные космонавты спят, "как учили". В 3 часа ночи 12 апреля начались заключительные проверки всех систем корабля. На стартовую площадку приехали С.П. Королев, Н.П. Каманин и ведущий конструктор корабля О. Г. Ивановский. Ракета "Восток" освещалась мощными прожекторами. Одна за другой следуют команды. Каждый ведущий конструктор систем доложил: все приборы действуют безотказно. Кажется, все готово к старту. Лишь бы не подвела какая-нибудь мелочь, из-за которой пуск ракеты с человеком на борту может задержаться на некоторое время... По всей территории Советского Союза и в нейтральных водах службы, обеспечивающие полет первого космонавта, приведены в боевую готовность. Радисты, летчики, врачи поисковых групп, операторы замерли в ожидании, готовые в любую минуту включиться в работу. Пора поднимать космонавтов. Сергей Павлович Королев садится в машину и покидает стартовую площадку. Он едет к домику, где спят Ю. Гагарин, Г. Титов и Г. Нелюбов. В 5.30 утра, согласно графику, Евгений Анатольевич Карпов поднял космонавтов. Вид у них - бодрый. На столе - полевые тюльпаны, собранные хозяйкой домика Клавдией Акимовной Кофановой. Приступили к физзарядке, потом - завтрак и медицинский осмотр. Врачи опять наклеивают на тела Гагарина и Титова различные датчики. В 6.00 началось заседание Государственной комиссии. Заслушаны доклады специалистов о готовности систем, подтверждено раннее принятое решение: первым в космос послать старшего лейтенанта Ю. А. Гагарина. После заседания Н.П. Каманин подписывает космонавту полетное задание. Г. С. Титова как дублера одели в скафандр первым, чтобы Юрий Алексеевич меньше парился в нем. Вентиляцию можно было подключить только в автобусе. Вообще-то скафандр - сложное инженерное сооружение. Главное требование к нему - герметичность и наличие кислорода, чтобы в случае разгерметизации корабля космонавт мог работать. Кроме того, при катапультировании скафандр спасал космонавта от резкого перепада давления, от холода в воздухе и на воде. На земле в скафандре трудно передвигаться и работать, а вот в условиях невесомости космонавт его почти не чувствует. Надевать скафандр - не просто. Сначала идет теплый мягкий комбинезон с вентилирующей системой, а уж затем - сам скафандр ярко-оранжевого цвета, что важно для поисковых групп. Затем надевают герметические ботинки и перчатки, гермошлем с открытым забралом, чтобы можно было дышать и говорить. Когда одели космонавтов в скафандры, кто-то обратил внимание, что на космической одежде нет обозначения - представителями какой страны они являются, а поэтому после посадки на земле возможны осложнения. Быстро нашли краску и кисточку, местный любитель-художник на гермошлемах Гагарина и Титова крупно написал известные всему миру четыре буквы: СССР. Кроме этого, в карманах скафандров у них было удостоверение, что они являются гражданами Советского Союза. В " костюмерную" зашел С. П. Королев и спросил космонавтов: Специальный автобус стоял у домика и терпеливо ждал первых космических путешественников. Наконец, Гагарин, Титов и Нелюбов в сопровождении ответственных лиц вышли из домика, сели в автобус и подключили свои вентиляционные устройства к источнику питания автобуса. Вскоре автобус тронулся к стартовой площадке, где стояла ракета "Восток". Обстановка в салоне не была торжественной. Все шумно разговаривали, смеялись. Кто-то дал космонавтам по конфетке, и они с удовольствием их съели. Фотографии и кинокадры подтверждают это. Словом, поддерживали друг друга. Стоял солнечный, теплый день, будто и не было вчерашних туч, вокруг в степи цвели красные и желтые тюльпаны. Первым из автобуса вышел Гагарин. Конечно, сразу увидел ракету, она ослепительно ярко сверкала на солнце. Старший лейтенант Гагарин растерялся, увидев членов Государственной комиссии, и доложил не председателю, маршалу К. Н. Рудневу, а Сергею Павловичу Королеву о своей готовности к полету. Потом извинился и еще раз доложил председателю, как положено по военному этикету. Юрий Алексеевич не знал, что уже заготовлен приказ о присвоении ему внеочередного звания - майор. Несмотря на воинскую строгость ритуала, все, кто присутствовал здесь, кинулись к Гагарину обнимать и целовать его, набивая себе шишки о гермошлем. Некоторые плакали. По графику на прощание выделялось 2-3 минуты, а прошло десять. Н. П. Каманин вырвал Гагарина из объятий. Все. " Заявления перед стартом", о котором потом писали газеты, Ю.А. Гагарин не говорил. Оно было заранее записано на магнитофонную пленку и лежало где-то в Москве. Тогда еще не знали, кто из космонавтов полетит первым. 12 апреля в суматохе и волнении о нем забыли и вспомнили только после полета. Газеты "Правда", "Комсомольская правда" и другие впервые опубликовали текст "Заявления" только 18 апреля 1961 года. До лифта ракетной установки Гагарина провожали С. П. Королев, М. В. Келдыш, маршалы Руднев и Москаленко. Г. С. Титов, не выходя из автобуса, ждал до последнего момента. Он мог еще стать первым... Ю. А. Гагарин поднялся по железной лестнице на площадку к дверце лифта. Кинооператоры беспрерывно снимали этот момент. Юрий Алексеевич на минутку остановился, поглядел еще раз на землю, на цветущие тюльпаны, потом приподнял руки в прощальном жесте и уверенно вошел в лифт. Здесь его сопровождали О.Г.Ивановский со своим помощником Ф.А. Востоко-вым. Они должны были посадить космонавта в кабину корабля. С земли еще долго махали вслед Гагарину и страшно волновались. Гагарина положили в кресло и привязали ремнями. На всякий случай. Кто знает, как поведет себя человек в условиях невесомости?! Затем подключили его к системе вентиляции. В кресле уже были парашют и аварийный запас пищи на 10 суток, рация и сигнальные средства, резиновая лодка. В случае необходимости космонавт мог катапультироваться вместе с креслом, даже находясь еще на старте. Для смягчения приземления над котлованом стартовой установки была натянута металлическая сетка. Но вероятность благополучного приземления была около 50%. "Я остался наедине с приборами, освещенными уже не дневным, солнечным светом, а искусственным, - вспоминал потом Ю.А. Гагарин. - Мне было слышно все, что делалось за бортом корабля на такой милой, ставшей еще дороже Земле". В кабине корабля Гагарина поджидала еще одна секретная проверка, о чем знал лишь узкий круг специалистов. Никто, и прежде всего медики, не могли ответить на вопрос: как будет чувствовать себя космонавт во время полета, не будет ли психологического срыва и не начнет ли космонавт неадекватно вмешиваться в управление полетом? Решили прибегнуть к логическому коду-набору космонавтом последовательных цифр в случае необходимости. Если пилот в здравом уме, он наберет правильно код и значит - сможет управлять полетом. Цифры запечатали в конверт, космонавт об их последовательности мог узнать, лишь вскрыв пакет. Усаживая Ю.А. Гагарина в кабину, О.Г. Ивановский не выдержал и назвал ему этот код. - Поздно, - якобы сказал Юрий Алексеевич. Оказывается, С.П. Королев раньше Ивановского все-таки сказал о коде Гагарину. В кабине, как я уже писал, находилась радиоаппаратура для связи с руководителями полета и отдельными службами. За эту связь отвечал наш земляк, саратовец Юрий Сергеевич Быков. Знал ли об этом Гагарин? Вряд ли. Но роль радиосвязи в космическом полете он оценил высоко: "Я слышал голоса товарищей, работавших на радиостанциях, настолько отчетливо, как если бы они находились рядом". Забегая вперед, отмечу, что земляки отметили память о Ю. С. Быкове, установив 7 мая 1988 года мемориальную доску на здании Саратовского авиационного техникума. Здесь, в бывшей школе № 43 в 1925 -1930 годах он учился и впервые пристрастился к радиоделу. Подробно о жизни и деятельности Юрия Сергеевича Быкова написал саратовский журналист В. Вардугин. Он передал в наш музей наиболее полную запись радиопереговоров с Ю. А. Гагариным во время его космического полета. Это была первая радиокосмическая связь, осуществленная человеком из космоса. Частями она опубликована во многих изданиях. Ю. А. Гагарина посадили в корабль за два часа до старта. Долго ждать? Конечно. Но так было надо по техническим причинам. Американцы своих астронавтов сажали за четыре часа. В это время происходит заправка ракеты топливом, и по мере заполнения баков она "одевается" точно в снежную шубу и парит. Потом дают электропитание, включают различную аппаратуру, проверяют их готовность. Космонавт в это время тоже непосредственно готовится к полету. С Юрием Алексеевичем постоянно держали связь С. П. Королев, Н. П. Каманин и П.Р. Попович -космонавт первого набора. Несколько слов о космическом корабле "Восток", на котором собрался лететь в космос Ю. А. Гагарин. Он - одноместный, трехступенчатый. Головная часть состоит из двух отсеков: кабины, где находится космонавт, и приборного отсека, где размещены приборы управления полетом. На корабле установлена двухсторонняя радиотелефонная связь с космонавтом, две телевизионные камеры для наблюдения за космонавтом с Земли, а также тормозная двигательная установка (ТДУ) для спуска кабины с орбиты. Одна... А если не сработает? Спускаемый аппарат в диаметре 2,3 метра. В нем космонавт летит по орбите вокруг Земли и в нем опускается на землю до высоты 7 км. Аппарат герметичный, покрыт тепловой защитой. Спускается по баллистической траектории. Имеются три люка, один из которых предназначен для катапультирования космонавта. Внутри имеется контейнер с парашютом для спуска кабины корабля, аварийный запас снаряжения и питания. Космонавт в скафандре лежит в кресле. Так и катапультируется. Парашют спускаемого аппарата раскрывается на высоте 4 км от земли. Приборный отсек при спуске отделяется от кабины и сгорает в плотных слоях атмосферы. При приземлении космонавта от него отделяется кресло, затем наземный аварийный запас и резиновая лодка. В кабине космонавта есть иллюминаторы с жаропрочными стеклами, через которые можно вести наблюдение за бортом. Так должно быть при полете человека в космос. А как будет на самом деле? В какой-то момент ожидания Юрий Алексеевич обращается по связи к Павлу Романовичу Поповичу: Попович быстро ответил: При последующих стартах космонавтам подбирали и давали на борт кассеты с их любимыми мелодиями. Конечно, по докладам Гагарина, по его голосу специалисты следили за самочувствием космонавта, старались поддерживать должное настроение. И вдруг Юрий Алексеевич слышит, как кто-то открывает замки крышки люка кабины. Что-то случилось... По программе это не положено. К нему заглянул Л. А. Воскресенский -заместитель С. П. Королева. Леонид Александрович, несмотря на больное сердце, срочно, без лифта поднялся на верх ракеты. Нашли... Сделали... Вновь закрыли крышку люка на двадцать четыре замка. Все, выйти невозможно... Г. С. Титов все еще сидел в автобусе, в метрах ста пятидесяти от ракеты. Через полтора часа ему разрешили снять скафандр и уехать на пункт управления полетом, в полутора километрах от старта, в бункер, откуда в перископ можно было увидеть старт и полет космической ракеты. За 15 минут до старта прозвучала команда: всем, в том числе и дежурному расчету, покинуть стартовую площадку. - Отвести фермы обслуживания! Пожарным командам - готовность номер один! Через некоторое время площадка опустела, от ракеты откинулись заправочные мачты. Наступило ответственное время пус-ковиков. С. П. Королев не разрешил кинооператорам снимать что-либо в бункере, говорят плохая примета. На самом деле опасались рассекречивания руководителей полетом. Все это было отснято после полета Гагарина. Позывной у Гагарина - "Кедр", у Королева - "Заря-1". На связи П.Р. Попович: Ю. А. Гагарин насвистывает мотив песни о далеком курносом детстве. - До старта осталось две минуты, - сообщает С.П. Королев. Гагарин: Вас слышу хорошо. Вас понял: до начала операции осталась еще парочка минут... Самочувствие хорошее, настроение бодрое. К старту готов. Все нормально. Однажды пионеры спросили Гагарина: " Пел ли он песни перед стартом?" Юрий Алексеевич ответил: "Нет, было некогда". Но он пел, что подтверждает магнитофонная запись. Сказал просто, но пульс у него в это время был 150 ударов в минуту. "Поехали!" Журналисты оценили это как шутку. Может быть. Это в характере Ю. А. Гагарина. А специалисты, руководители полетом уверены, что космонавт этим хотел успокоить их. И стало это слово гагаринским. Оно вошло в известную песню Н. Добронравова и А. Пахмутовой "Знаете, каким он парнем был". Однажды в нашем музее, осмотрев экспозицию о первом космонавте мира, турист из Чехословакии сказал: И мы решили исправить ошибку. Чех прав: ведь с этим словом не только Гагарин, но и все мы - жители Земли " поехали" в космос. ... Ю. А. Гагарин слышит шум стартующей ракеты. Провожающие в бункере в перископы видят, как она медленно, будто нехотя, изрыгая лавину огня, поднимается со старта. С.П. Королев стоит у красного телефона, готовый в любую секунду дать отбой в случае чего... Но ракета уверенно берет старт и стремительно уходит в небо.
Королев: Я - "Заря-1". Я желаю вам доброго полета! Все нормально. Спортивный комиссар Центрального аэроклуба СССР имени В.П. Чкалова В.А. Плаксин составляет "Акт о старте ракеты с космическим кораблем-спутником "Восток", в котором свидетельствует, что он состоялся 12 апреля 1961 года в 9 часов 07 минут московского времени под управлением летчика-космонавта Гагарина Юрия Алексеевича с космодрома в районе станции Байконур. Вскоре ракета исчезла из вида.
|
© 2007-2023 . Созвездия.ру |